Итоги конкурса эссе среди педагогических работников филиала «Моя педагогическая философия»

Справочно:

Эссе (фр. essai — «опыт», «набросок») — публицистический жанр, представляющий собой размышление над какой-либо нетривиальной проблемой; свободный, но аргументированный интеллектуальный поиск. Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Здесь Вы – единственный творец. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях.

В последние недели 2018 года педагогический коллектив филиала работал над определением своего места на педагогическом поприще, находился в творческом поиске материала для раскрытия темы о педагогической философии каждого. Конкурс эссе позволил педагогам расширить видение мира и самого себя. Каждая конкурсная работа оценивалась членами жюри в соответствии с заявленными критериями: знание и понимание современных тенденций развития белорусского образования; умение обосновать свою позицию, подкрепив ее конкретными примерами; оригинальность формы и содержания представления; целостность, логичность и структурированность содержания материала; соблюдение норм культурной речи (правильность, чистота, богатство и выразительность речи); качество оформления представленных материалов. Конкурс способствует распространению успешного инновационного опыта в учреждении образования и формированию позитивного отношения к профессиональной деятельности.

И сегодня мы предоставляем возможность педагогическим работникам познакомить коллег со своими взглядами, идеями, размышлениями по поводу проблем обучения и воспитания учащихся, образовательной системы в целом, используемых методах и подходах в обучении и воспитании подрастающего поколения.

* Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учащихся.

* И вот уже практически четверть века я уверенно шагаю по выбранной стезе. По пути, где все время нужно спешить. Спешить идти в ногу со временем. Быть интересным для окружающих тебя людей и окружать себя интересными людьми. Дарить окружающим свою энергию, знания, умения. Торопиться узнать новое и поделиться новым с учащимися.

Я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них.

*… преподаватель – это деловой партнер учащихся, их помощник, советчик и союзник, умеющий заинтересовать учащегося и помочь ему реализовать свои интересы, научить его пользоваться своими знаниями.

* Первые свои шаги в качестве мастера производственного обучения до сих пор помню. В группе были иностранные учащиеся, которые были почти в два раза старше меня. Благодаря им, я до сих пор обращаюсь к учащимся на «Вы».

*… только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой труд преподавателя: СО – дружество.

* Учащиеся простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела…

*… спешить передать свои знания, учить, не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».

* … никогда нельзя опускать руки, ведь педагог – это своего рода присяга на верность подрастающему поколению и ощущение огромной ответственности за их взрослую жизнь.

* Для педагога очень важно найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, вселить в него уверенность в преодолении трудностей через физическую нагрузку, подкреплять его интерес к самостоятельным занятиям через соревновательную деятельность, совершенствуя при этом методы и приёмы обучения. Считаю, что преподаватель физической культуры должен гордиться не только успехами в соревнованиях, но и здоровыми людьми, которых вырастил за 3 года в стенах колледжа.

* Если учитель интересен как личность, эта заинтересованность перерастает в один из мотивов к обучению.

* Современный преподаватель должен понимать своеобразие учащихся нашего времени. Как бы там ни было, эволюция все же не стоит на месте и сегодняшние учащиеся совсем другие: «клиповое мышление», обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам, более свободное и независимое поведение, чем у учащихся в прошедшие годы, возросшие амбиции и самооценка, — такие характеристики создают особые предпосылки для творчества преподавателя.

* А еще преподаватель должен отдыхать от бесконечной и часто бесполезной писанины, и понимать, что он сам отец, муж, сын, а это не менее ответственные должности. Иначе, по Карамзину, проблемы будут у других преподавателей.

* А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.

* … моя педагогическая философия заключается в сотрудничестве, соавторстве, сотворчестве в образовательной деятельности, направленности образовательного процесса в соответствии с требованиями жизни, чуткости друг к другу, мудрости и любви.

* Никогда педагог не превратится в машину для передачи знаний и информации! Потому что у педагога есть то, чего нет в машине — ДУША!!!

Дело, которым я занимаюсь, — самое важное в мире, потому что всё, чего мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях. Что такое работа педагога? Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь…

* Мастер должен быть личностью творческой и саморазвивающейся. Мастер и ученик должны действовать вместе, быть партнерами, составлять союз.

* Современный выпускник колледжа, будущий мастер производственного обучения – это молодой человек осознающий необходимость постоянного саморазвития, стремящийся узнавать постоянно новое и готовый делиться всем этим с тем, кто доверился ему в освоении профессии.

* На занятии всегда хочется увидеть чудо – миг понимания, момент перехода непонятного в понятное. Когда такое бывает – это радость, пусть маленького, но покорения вершины знания.

* Анатоль Франс метко подметил: «Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом». А чтобы этого добиться, современный педагог должен с удовольствием и с хорошим настроением эти знания преподносить.

*Авторитет преподавателя – это сложный феномен, который качественно характеризирует систему отношений к педагогу.

* Талмуд сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель педагога – выявить потенциал каждого ученика.

Администрация филиала с большой ответственностью подошла к изучению творческих работ. Представленная информация дает возможность раскрыть скрытый потенциал коллектива, увидеть проблемы и выстроить перспективы взаимодействия. 35 педагогических работников колледжа по итогам конкурса в соответствии с приказом получили материальное поощрение. Победителем и призерами конкурса признаны работы преподавателей Кривенчука И.В., Менделя В.Н., Левченко А.Н. соответственно. Материалы конкурсных работ будут использованы при проведении семинаров-практикумов, занятий в Школе совершенствования профессионального мастерства.

Благодарим педагогических работников за участие в конкурсе!

Ирина Николаевна Герасимович, методист