Педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Одной из основных задач СППС учреждения образования, решаемых педагогом-психологом учреждения образования является оказание психологической помощи обучающимся.

Психологическая помощь в соответствии с абзацем вторым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 №153-3 «Об оказании психологической помощи» (далее – Закон № 153-3) – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Цель психолого-педагогического сопровождения учащегося в образовательном процессе – обеспечение его нормального развития (в соответствии с возрастной нормой).

Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность педагога-психолога, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации образовательного процесса.

К видам психологической помощи относятся:

психологическое консультирование – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;

психологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;

психологическая профилактика – комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;

психологическое просвещение – комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологическое помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личности жизни.

ГРАФИК РАБОТЫ педагога-психолога на 1 СЕМЕСТР 2020-2021 учебного года

Дни недели Время работы
Понедельник 830 – 1300 работа в колледже
1300 – 1330 перерыв на обед
1330 –1500 работа в колледже
1505– 1645 работа по совместительству
1700– 1930 индивидуальное консультирование учащихся
Вторник 830 – 855 работа в колледже
900 – 1040 работа по совместительству
1045 – 1300 работа в колледже
1300 – 1330 перерыв на обед
1330 –1700 работа в колледже
1700 – 1930 индивидуальное консультирование педагогических работников
Среда 805 – 850 работа по совместительству
855 – 1300 работа в колледже
1300 – 1330 перерыв на обед
1330 – 1645 индивидуальное консультирование учащихся
Примечание: 1700 – 1900 работа в общ. №1
Четверг 830 – 1045 работа в колледже
1050 – 1230 работа по совместительству
1235 – 1300 работа в колледже
1300 – 1330 перерыв на обед
1330 – 1425 работа в колледже
1430 – 1630 индивидуальное консультирование учащихся
Примечание: 1700 – 1930 работа в общ. №2
Пятница 805 – 850 работа по совместительству
855 – 1200 работа в колледже
1200 – 1230 перерыв на обед
1250 – 1430 работа по совместительству
1435 – 1700 работа в колледже
1700 – 1930 индивидуальное консультирование родителей

Рекомендации педагога-психолога по работе с замкнутыми учащимися

  • Не призывать к совести, не учить морали.
  • Учитывать наличие страхов. Методом наблюдения определить тематику страхов.
  • Смягчать общий эмоциональный дискомфорт, тревогу.
  • Стимулировать психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке мероприятий).
  • Учитывать интерес к наукам.
  • Не навязывать поручения, но и не отвергать инициативу; давать ему почувствовать принадлежность к коллективу.
  • Не ставить их в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  • Включать в общественные посильные дела.
  • Хвалить за самостоятельность.
  • Стимулировать личную ответственность.
  • Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
  • Отношения с замкнутыми должны быть ровные, открытые (негативизм относить к поступкам, а не к личности в целом).

Рекомендации педагога-психолога по работе с различными группами учащихся

С лидерами:

  • Воспитывать убеждение, что авторитет в коллективе основан на реальных делах.
  • Акцентировать внимание лидеров на дружеском и доброжелательном отношении к другим членам группы.
  • Создать условия для осознания учащимися зависимость друг от друга, убеждения в значении взаимопомощи и т.п.

С гиперактивными учащимися:

  • Игнорировать истерические реакции.
  • Предупредить других не обращать внимания на учащегося в момент истерики.
  • Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  • Не стремиться угодить.
  • Дать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои поступки и решения.
  • Занять учащегося таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом, а не поведением, выделиться среди сверстников, так как у него есть желание быть признанным.
  • Учащийся имеет высокий уровень притязаний, поэтому необходимо определить круг доступных притязаний.
  • Лживы, способны входить в доверие. Не позволять им оказывать влияния и не допускать манипулирования собой.
  • Критиковать не личность учащегося, а его поступки. Не делать замечаний постоянно. За несколько поступков – одно замечание или наказание.
  • Не позволять выполнять другое дело, пока не доведет до конца первое.
  • Четко дифференцировать понятия «хорошо», «плохо», «надо».
  • Содействовать повышению самооценки, уверенности в себе.

С агрессивными учащимися:

  • Никогда не позволяй себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  • Избегать открытой борьбы, так как это усугубит отношения, учитывать особенности характера учащихся, их бурные реакции.
  • Останавливать студента спокойно, с невозмутимым лицом, действовать при минимуме слов.
  • Обсуждать поведение учащегося только после его успокоения.
  • Выяснить, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Ты расстроился, потому что… . Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других.»
  • Пусть за что-то отвечает в группе.
  • Нельзя угрожать или шантажировать их, так как в какой-то момент это перестает действовать, и вы будите неубедительны и бессильны.
  • Воинственность учащегося можно уравновесить своим спокойствием.
  • Не разряжать на них свое плохое настроение.
  • Искать повод для похвалы, особенно спустя некоторое время после наказания.

 

Рекомендации по организации здорового образа жизни в учебной группе.

  1. Формировать отношение к своему здоровью, как к ценности;
  2. Развивать умения и навыки укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
  3. Повышение психологической компетентности, как учащегося, так и преподавателя;
  4. Формирование навыков и умений эффективной адаптации к условиям учебно-воспитательного процесса;
  5. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всех занятий и по месту жительства;
  6. Усиление роли физической культуры в сохранении здоровья;
  7. Способствовать саморегуляции эмоциональной, волевой и моральной сферы учащихся;
  8. Стимулировать процессы самопознания, самосовершенствования, самореализации личности учащихся;
  9. Формировать умение противостоять зависимым для здоровья формам поведения (курение, алкоголь, наркотики);
  10. В решении вопросов сохранения здорового образа жизни сотрудничать с семьей, специалистами, преподавателями.

Рекомендации для кураторов групп по адаптации учащихся нового набора к образовательному процессу.

  1. Информация об учебном заведении: его история; традиции; особенности современного этапа развития; функционирующих отделениях; будущей специальности; правах и обязанностях учащихся.
  2. Выявление общих интересов, ценностных ориентаций учащихся.
  3. Формирование новых установок и адекватных представлений об учебной и профессиональной деятельности.
  4. Создание в коллективе учащихся атмосферы доброжелательности, сотрудничества и конструктивного общения.
  5. Обеспечение для каждого учащегося ситуации успеха.
  6. Формирование новых установок на проблемы, возникающие в процессе профессионализации.
  7. Постоянный контакт куратора группы с педагогом-психологом, социальным педагогом, родителями, администрацией колледжа по различным вопросам.
  8. Включение учащихся в работу секций и кружков колледжа.
  9. Предоставление возможности учащимся для участия в делах группы и колледжа.
  10. Соблюдение деловых форм общения.

 

Телефон психологической помощи:

  • 8-0162-20-15-55 (круглосуточно)
  • 37-55-66 (с 1200 до 1800)

Педагог-психолог: Мацкевич Татьяна Николаевна