Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Одной из основных задач СППС учреждения образования, решаемых педагогом-психологом учреждения образования является оказание психологической помощи обучающимся.
Психологическая помощь в соответствии с абзацем вторым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 №153-3 «Об оказании психологической помощи» (далее – Закон № 153-3) – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.
Цель психолого-педагогического сопровождения учащегося в образовательном процессе – обеспечение его нормального развития (в соответствии с возрастной нормой).
Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность педагога-психолога, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации образовательного процесса.
К видам психологической помощи относятся:
— психологическое консультирование – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;
— психологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;
— психологическая профилактика – комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;
— психологическое просвещение – комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологическое помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личности жизни.
ГРАФИК РАБОТЫ педагога-психолога на 2 СЕМЕСТР 2021-2022 учебного года
Дни недели | Время работы |
Понедельник | 10.00 – 14.00 – работа в колледже
14.00– 15.00 – перерыв на обед 15.00 – 16.40 – работа в колледже 15.00 — 16.40 – индивидуальное консультирование учащихся Примечание: 17.00-19.00 работа в общежитии №2 |
Вторник | 10.00 – 14.00 – работа в колледже
14.00– 15.00 – перерыв на обед 15.00 – 16.55 – работа в колледже 15.00 — 16.55 – индивидуальное консультирование учащихся Примечание: 17.00-19.05 работа в общежитии №1 |
Среда | 8.30 – 17.30 – работа в колледже
13.00 – 14.00 – перерыв на обед 14.30 – 17.30 — консультирование педагогических работников |
Четверг | 8.00 – 10.45 – работа в колледже
10.50 – 13.00 – работа по совместительству 13.05– 13.35– перерыв на обед 13.35 – 19.50 – работа в колледже 16.00 — 18.30 – индивидуальное консультирование учащихся |
Пятница | 8.30 – 17.00 – работа в колледже
13.00 – 13.30 – перерыв на обед 15.00 – 17.00 – индивидуальное консультирование родителей |
Рекомендации педагога-психолога по работе с замкнутыми учащимися
- Не призывать к совести, не учить морали.
- Учитывать наличие страхов. Методом наблюдения определить тематику страхов.
- Смягчать общий эмоциональный дискомфорт, тревогу.
- Стимулировать психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке мероприятий).
- Учитывать интерес к наукам.
- Не навязывать поручения, но и не отвергать инициативу; давать ему почувствовать принадлежность к коллективу.
- Не ставить их в ситуацию неопределенности, неизвестности.
- Включать в общественные посильные дела.
- Хвалить за самостоятельность.
- Стимулировать личную ответственность.
- Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
- Отношения с замкнутыми должны быть ровные, открытые (негативизм относить к поступкам, а не к личности в целом).
Рекомендации педагога-психолога по работе с различными группами учащихся
С лидерами:
- Воспитывать убеждение, что авторитет в коллективе основан на реальных делах.
- Акцентировать внимание лидеров на дружеском и доброжелательном отношении к другим членам группы.
- Создать условия для осознания учащимися зависимость друг от друга, убеждения в значении взаимопомощи и т.п.
С гиперактивными учащимися:
- Игнорировать истерические реакции.
- Предупредить других не обращать внимания на учащегося в момент истерики.
- Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
- Не стремиться угодить.
- Дать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои поступки и решения.
- Занять учащегося таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом, а не поведением, выделиться среди сверстников, так как у него есть желание быть признанным.
- Учащийся имеет высокий уровень притязаний, поэтому необходимо определить круг доступных притязаний.
- Лживы, способны входить в доверие. Не позволять им оказывать влияния и не допускать манипулирования собой.
- Критиковать не личность учащегося, а его поступки. Не делать замечаний постоянно. За несколько поступков – одно замечание или наказание.
- Не позволять выполнять другое дело, пока не доведет до конца первое.
- Четко дифференцировать понятия «хорошо», «плохо», «надо».
- Содействовать повышению самооценки, уверенности в себе.
С агрессивными учащимися:
- Никогда не позволяй себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и демонстрировать в поведении все, на что они способны.
- Избегать открытой борьбы, так как это усугубит отношения, учитывать особенности характера учащихся, их бурные реакции.
- Останавливать студента спокойно, с невозмутимым лицом, действовать при минимуме слов.
- Обсуждать поведение учащегося только после его успокоения.
- Выяснить, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Ты расстроился, потому что… . Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других.»
- Пусть за что-то отвечает в группе.
- Нельзя угрожать или шантажировать их, так как в какой-то момент это перестает действовать, и вы будите неубедительны и бессильны.
- Воинственность учащегося можно уравновесить своим спокойствием.
- Не разряжать на них свое плохое настроение.
- Искать повод для похвалы, особенно спустя некоторое время после наказания.
Рекомендации по организации здорового образа жизни в учебной группе.
- Формировать отношение к своему здоровью, как к ценности;
- Развивать умения и навыки укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
- Повышение психологической компетентности, как учащегося, так и преподавателя;
- Формирование навыков и умений эффективной адаптации к условиям учебно-воспитательного процесса;
- Обеспечение психологического комфорта на протяжении всех занятий и по месту жительства;
- Усиление роли физической культуры в сохранении здоровья;
- Способствовать саморегуляции эмоциональной, волевой и моральной сферы учащихся;
- Стимулировать процессы самопознания, самосовершенствования, самореализации личности учащихся;
- Формировать умение противостоять зависимым для здоровья формам поведения (курение, алкоголь, наркотики);
- В решении вопросов сохранения здорового образа жизни сотрудничать с семьей, специалистами, преподавателями.
Рекомендации для кураторов групп по адаптации учащихся нового набора к образовательному процессу.
- Информация об учебном заведении: его история; традиции; особенности современного этапа развития; функционирующих отделениях; будущей специальности; правах и обязанностях учащихся.
- Выявление общих интересов, ценностных ориентаций учащихся.
- Формирование новых установок и адекватных представлений об учебной и профессиональной деятельности.
- Создание в коллективе учащихся атмосферы доброжелательности, сотрудничества и конструктивного общения.
- Обеспечение для каждого учащегося ситуации успеха.
- Формирование новых установок на проблемы, возникающие в процессе профессионализации.
- Постоянный контакт куратора группы с педагогом-психологом, социальным педагогом, родителями, администрацией колледжа по различным вопросам.
- Включение учащихся в работу секций и кружков колледжа.
- Предоставление возможности учащимся для участия в делах группы и колледжа.
- Соблюдение деловых форм общения.
Телефон психологической помощи:
- 8-0162-20-15-55 (круглосуточно)
- 37-55-66 (с 1200 до 1800)
Педагог-психолог: Мацкевич Татьяна Николаевна