Социальный педагог

Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Этимология понятия связана с определенным действием; согласно словарю В. Даля, «сопровождать значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать».

Цель социально-педагогической деятельности:

создание благоприятных условий для реализации прав учащегося, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей;

оказание ему комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включение его в социально значимую деятельность,

подготовка к самостоятельной жизни.

Цель: содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, обучающихся в колледже, в семье и социальном окружении.

Задачи:

  • Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.
  • Становление личности в открытой социальной среде, интеграция учащихся в обществе.
  • Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности среди учащихся колледжа.
  • Разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей.
  • Проведение просветительской деятельности по данной проблеме.
  • Организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав учащихся из данной категории семей.
  • Защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц.

Задачи:

— оказание социальной помощи учащимся для успешного обучения;

— работа с семьей, государственными, правоохранительными, здравоохранительными органами, общественными организациями по профилактике преступлений и правонарушений;

— взаимодействие с органами опеки и попечительства, здравоохранения по оказанию помощи учащимся, оказавшимся в социально опасном положении;

— формирование здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий и интерактивных форм;

— развитие индивидуальных способностей учащихся.

В социально-педагогической, педагогической деятельности необходимо руководствоваться документами нормативно – правового и организационного обеспечения деятельности образовательного учреждения.

— Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2 декабря 2010 г.

— Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г. № 278-3

— Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи Брестской области на 2016-2020 годы.

— Методические рекомендации «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2018/2019 учебном году»;

— Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. № 200-З, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

— Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Рабочая и планирующая документация специалистов СППС, куратора, преподавателя включает:

— план работы специалистов СППС, куратора на год;

— план работы педагога социального и педагога-психолога на семестр;

— графики работы;

— актуальную социально-педагогическую характеристику УО;

— планы индивидуальной работы с учащимися категорий учета, материалы по работе с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания;

— акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних с выводами и рекомендациями по итогам обследования;

— материалы и результаты диагностики учащихся, в том числе – психосоциального анкетирования, рекомендации по итогам диагностики;

— журнал учета консультаций участников образовательного процесса;

— журнал учета посещения семей по месту жительства;

— журнал первичного учета факторов семейного неблагополучия;

— журнал учета правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Основными направлениями социально — педагогической деятельности являются:

  1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся:

— проведение социальной паспортизации учебных групп, колледжа;

— изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;

— изучение и анализ морально-психологического фона колледжа с целью выявления его воздействия на личность учащегося и разработка мер по его оптимизации;

— определение центров социально-культурного влияния на учащихся в колледже с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия, выявления неблагополучия в семье;

— аналитико-диагностическое — социально-педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем подростка: изучается личность учащегося, его индивидуальные особенности, медицинская карта, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания подростка, семейные отношения, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируется, систематизируется полученная информация для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводится мониторинг социальной ситуации развития учащегося. Составляются по данным исследованиям индивидуальные карты, заполняются странички в журналах кураторов.

  1. Социально — правовое:

Социально — педагогическая защита прав учащегося: выявляются и поддерживаются учащиеся нуждающиеся в социально — педагогической поддержке:

— выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), учащиеся находящиеся на опеке, попечительстве;

— защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

  1. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:

— раннее выявление неблагополучных семей;

— создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

— пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации подростков;

— психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

— духовно-ценностное просвещение;

— содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

  1. Консультативное:социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, консультирование родителей, педагогов, кураторов учебных групп, по решению социально-педагогических проблем учащегося.
  1. Профилактическое:

— социально — педагогическая профилактика и коррекция – способствующая своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни,

— с учащимися проводится профилактическая работа, повышение уровня правовой культуры учащихся и родителей, организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»,

— способствование пропаганде здорового образа жизни, повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения, организация реабилитации учащихся испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).

  1. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности учащегося:

— сосредоточение внимания администрации колледжа на проблемах и потребностях учащихся, кураторов групп, преподавателей, родителей при планировании и организации образовательного процесса, социально-педагогической деятельности;

— развитие взаимопонимания и взаимодействия между преподавателями, учащимися и родителями.

  1. Поддержка социально ценной деятельности подростков (возможна в виде волонтёрства, проектной деятельности):

— забота о больных, инвалидах и бедных, благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей, совместная работа со службой социальной защиты, охрана природы и памятников культуры, проведение игр и творческих занятий с учащимися, и другое, всё, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

  1. Методическое: организационно — методическая деятельность: анализ социально-педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участие в работе педагогических советов колледжа, повышении квалификации, методических объединениях кураторов групп, по социально-педагогическим проблемам, изучение новинок методической литературы по педагогике, достижения науки и практики, проведение социально-педагогических исследований.

Социально-педагогическая, педагогическая деятельность позволяет осуществлять компетентностный подход. Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Задача педагога состоит во включении учащегося в реализацию социально-значимой деятельности, поддержка в подростке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок — это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.

Поэтому кредо педагогической деятельности можно увидеть в словах восточной мудрости: «Настойчивость и терпеливость – в единстве противоположностей — два козыря успеха». Эти качества позволяют достигать успехов в социально-педагогической, педагогической деятельности.

Вывод: Для эффективности решения поставленных задач необходимо взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом колледжа и внешними социальными институтами города.

Социально-педагогическая и психологическая служба коллежа

Реализация целей и задач целостной системы обучения и воспитания в ссузе определяется эффективной организацией деятельности социально-педагогической и психологической службы.

Деятельность социально-педагогической и психологической службы в нашем колледже направлена на:

  • создание социально-педагогических и психологических условий для успешного обучения и развития личности учащихся, их профессионального становления;
  • развитие познавательной, мотивационной, коммуникативной, эмоциональной, профессиональной и других видов готовности учащихся;
  • получение социально-педагогической и психологической информации об учащемся или коллективе учебной группы, систематическое отслеживание социально-психологического статуса учащихся;
  • осуществление социально-педагогического и психологического анализа, прогнозирование и коррекция учебно-воспитательного процесса;
  • проведение социально-психологического и социально-педагогического консультирования, просветительской работы среди учащихся, педагогических работников и родителей;
  • оказание социально-педагогической и психологической помощи в самообразовании, самовоспитании и самореализации (в том числе профессиональной) учащихся и педагогических работников, в развитии самосознания будущих специалистов.

Педагог социальный: Пашкевич Алла Ивановна

Телефон:

(+375 0165) 32 25 08

«SOS» — экстренная помощь

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ — короткий 170, так же 31-10-38 Круглосуточно специалисты, опытные психологи, консультанты помогут справиться с острой психологической травмой, подскажут пути выхода из сложной жизненной ситуации, порекомендуют, куда обратиться за конкретной помощью.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ – короткий 113, с 8.00 до 20.00 ежедневно Специалисты этой службы оказывают консультативную и правовую помощь лицам, пострадавшим от сексуального насилия, в том числе в ситуации торговли людьми, информируют о правилах безопасного выезда и пребывания за границей.

НАДЕЖДА – 65-16-58 В центре «Надежда», дружественном подросткам при учреждении здравоохранения, можно получить консультацию таких специалистов как подростковый психолог, гинеколог, валеолог, проконсультироваться по вопросам здорового образа жизни, болезней, передающихся половым путем, репродуктивного здоровья, взаимоотношений с родителями и сверстниками, пройти анонимное обследование на ВИЧ. Обращение бесплатное.

ТЦСОН — 65-67-13 В территориальном центре социальной защиты населения специалисты по социальной и правовой помощи разъяснят ваши права и помогут оформить необходимые документы для получения социальных льгот, государственных пособий.

315-00-00 Телефон Доверия Детского фонда OON UNICEF

8-801 100-16-11 Круглосуточный телефон республиканкой «Горячей линии» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию.

ГРАФИК РАБОТЫ
педагога социального

День недели Рабочее время Обеденный перерыв Работа в общежитии Время консультирования
понедельник 8:30- 17:30 13:00-14:00 15:30-17:00 консультирование, индивидуальная работа с учащимися
вторник 10:30-19:30 15:00-16:00 №1
17:30-19:30
12.30-15.00 индивидуальная работа с учащимися
16.00-17.00 консультирование педагогических работников
среда 10:30-19:30 15:00-16:00 №2
17:30-19:30
14.00-15.00
16.00-17.00
консультирование, индивидуальная работа с учащимися
четверг 8:30- 17:30 13:00-14:00 12.30-15.00 индивидуальная работа с учащимися
16.00-17.00 консультирование педагогических работников
пятница 8:30- 17:00 13:00-13:30 10.00-12.00 консультирование родителей