Информационное, личностное и социальное развитие учащихся

Так звучала тема очередного заседания методического объединения кураторов учебных групп и воспитателей общежитий.

В своем выступлении руководитель объединения отметила: «В современных условиях интенсивного использования информационных ресурсов, развития информационных технологий, влияющих на деятельность и поведение молодежи, особую актуальность приобретает формирование информационной культуры и подготовке учащихся к жизни в информационном обществе. Согласно статистике, молодой человек проводит перед телевизором, компьютером (Интернет, компьютерные игры), за чтением газет и журналов примерно до 9 часов ежедневно, получая большую часть информации посредством электронных средств. Упомянутые источники значительно влияют на представления о жизни, даже если эти представления не совпадают с реальностью. В последнее время появилось понятие «компьютерная зависимость», характерное для части молодых людей и отрицательно влияющее на образ их мыслей, поведение в обществе. Это — не всегда управляемый процесс. Он организуется и, очевидно, усиливается при целенаправленном развитии информационной культуры личности системами обучения и воспитания. Однако, не имея четкого представления о содержании информационной культуры личности, названные системы действуют хаотично, в отборе используемых ими форм и методов преобладает случайность.

Основополагающей задачей учреждения, обеспечивающего получение профессионального образования, является создание информационного пространства, которое соответствовало бы потребностям и интересам учащихся, профилю их профессиональной подготовки и определялось нормативной базой. Поэтому задача сегодняшнего дня всего педагогического коллектива — сплотить молодых людей, интеллектуальный и моральный потенциал которых даст возможность воспитать из них высокообразованную и культурную личность.

При организации информационных часов кураторы руководствуются методическими рекомендациями по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования (утверждены Министерством образования Республики Беларусь 15.07.2013 г.). Информационный час (тематический или обзорный) проводится с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем директора по идеологической и воспитательной

работе. Кураторский час проводится по запланированной тематике, при этом не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни учебной группы.

Тематика кураторских часов в колледже определена заранее (информация размещена на сайте) и нашла отражение в планах работы. Кураторы учебных групп активно привлекают учащихся к подготовке и проведению информационных и кураторских часов путем организации информационно-пропагандистских групп. Особое внимание уделяется использованию в работе малотиражной газеты «Знание-сила, издаваемой в колледже. Актуальным является использование веб-сайта колледжа в целях повышения информационной культуры учащихся. Функционирующая новостная лента, содействует информированию субъектов воспитательного процесса о событиях в колледже. Развитие информационного пространства и формирование информационной культуры участников образовательного процесса является предпосылкой насыщенного диалога в системе «педагог-учащийся», что создает базу для их активного сотрудничества.

Считаю целесообразным активизировать работу радиопередач в колледже и общежитиях, а также развивать новое направление в виде видеостудий.

Особое внимание следует обратить обучению учащихся безопасному поведению в интернет-пространстве, восприятию и пониманию информации; формированию конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях, формированию самоконтроля за своим поведением в Интернете».

По вопросу анализа качества воспитания учащихся в учебных группах выступила педагог-психолог Мацкевич Т.Н.

В частности она обозначила следующие моменты: «Одним из важнейших путей совершенствования системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования является анализ качества воспитания, позволяющий сделать прогноз состояния воспитательной системы. Результаты мониторинга позволяют оценить эффективность форм, способов, приемов воспитательного воздействия, определить соответствие воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений для выявления проблем, препятствующих достижению целей воспитания. Результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся и системы воспитания в учреждении профессионального образования должны стать основой для постановки целей, конкретизации задач,

планирования и совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью.

Анализ уровня воспитанности личности направлен на отслеживание динамики развития личности каждого учащегося. Анализ качества системы воспитания позволяет выяснить, насколько организованный в учреждении образования процесс воспитания способствует позитивным изменениям в развитии личности учащегося.

Для получения объективной оценки уровня воспитанности учащихся в мониторинге участвуют несколько субъектов воспитательного процесса (куратор, педагог-психолог, педагог социальный и др.). По результатам оценок определяется среднее арифметическое число по каждому учащемуся, которое фиксируется в Журнале куратора. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями за предыдущий период. При изучении уровня воспитанности учащихся особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение всего периода обучения. В целях анализа динамики формирования личности учащегося и результативности воспитывающей деятельности учреждениям образования рекомендуется развивать базы данных результатов мониторинга».

Лариса Бествицкая, председатель МО кураторов