Информационное, личностное и социальное развитие учащихся

Так звучала тема очередного заседания методического объединения кураторов учебных групп и воспитателей общежитий.

В своем выступлении руководитель объединения отметила: «В современных условиях интенсивного использования информационных ресурсов, развития информационных технологий, влияющих на деятельность и поведение молодежи, особую актуальность приобретает формирование информационной культуры и подготовке учащихся к жизни в информационном обществе. Согласно статистике, молодой человек проводит перед телевизором, компьютером (Интернет, компьютерные игры), за чтением газет и журналов примерно до 9 часов ежедневно, получая большую часть информации посредством электронных средств. Упомянутые источники значительно влияют на представления о жизни, даже если эти представления не совпадают с реальностью. В последнее время появилось понятие «компьютерная зависимость», характерное для части молодых людей и отрицательно влияющее на образ их мыслей, поведение в обществе. Это — не всегда управляемый процесс. Он организуется и, очевидно, усиливается при целенаправленном развитии информационной культуры личности системами обучения и воспитания. Однако, не имея четкого представления о содержании информационной культуры личности, названные системы действуют хаотично, в отборе используемых ими форм и методов преобладает случайность.

Основополагающей задачей учреждения, обеспечивающего получение профессионального образования, является создание информационного пространства, которое соответствовало бы потребностям и интересам учащихся, профилю их профессиональной подготовки и определялось нормативной базой. Поэтому задача сегодняшнего дня всего педагогического коллектива — сплотить молодых людей, интеллектуальный и моральный потенциал которых даст возможность воспитать из них высокообразованную и культурную личность.

При организации информационных часов кураторы руководствуются методическими рекомендациями по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования (утверждены Министерством образования Республики Беларусь 15.07.2013 г.). Информационный час (тематический или обзорный) проводится с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем директора по идеологической и воспитательной

работе. Кураторский час проводится по запланированной тематике, при этом не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни учебной группы.

Тематика кураторских часов в колледже определена заранее (информация размещена на сайте) и нашла отражение в планах работы. Кураторы учебных групп активно привлекают учащихся к подготовке и проведению информационных и кураторских часов путем организации информационно-пропагандистских групп. Особое внимание уделяется использованию в работе малотиражной газеты «Знание-сила, издаваемой в колледже. Актуальным является использование веб-сайта колледжа в целях повышения информационной культуры учащихся. Функционирующая новостная лента, содействует информированию субъектов воспитательного процесса о событиях в колледже. Развитие информационного пространства и формирование информационной культуры участников образовательного процесса является предпосылкой насыщенного диалога в системе «педагог-учащийся», что создает базу для их активного сотрудничества.

Считаю целесообразным активизировать работу радиопередач в колледже и общежитиях, а также развивать новое направление в виде видеостудий.

Особое внимание следует обратить обучению учащихся безопасному поведению в интернет-пространстве, восприятию и пониманию информации; формированию конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях, формированию самоконтроля за своим поведением в Интернете».

По вопросу анализа качества воспитания учащихся в учебных группах выступила педагог-психолог Мацкевич Т.Н.

В частности она обозначила следующие моменты: «Одним из важнейших путей совершенствования системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования является анализ качества воспитания, позволяющий сделать прогноз состояния воспитательной системы. Результаты мониторинга позволяют оценить эффективность форм, способов, приемов воспитательного воздействия, определить соответствие воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений для выявления проблем, препятствующих достижению целей воспитания. Результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся и системы воспитания в учреждении профессионального образования должны стать основой для постановки целей, конкретизации задач,

планирования и совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью.

Анализ уровня воспитанности личности направлен на отслеживание динамики развития личности каждого учащегося. Анализ качества системы воспитания позволяет выяснить, насколько организованный в учреждении образования процесс воспитания способствует позитивным изменениям в развитии личности учащегося.

Для получения объективной оценки уровня воспитанности учащихся в мониторинге участвуют несколько субъектов воспитательного процесса (куратор, педагог-психолог, педагог социальный и др.). По результатам оценок определяется среднее арифметическое число по каждому учащемуся, которое фиксируется в Журнале куратора. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями за предыдущий период. При изучении уровня воспитанности учащихся особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение всего периода обучения. В целях анализа динамики формирования личности учащегося и результативности воспитывающей деятельности учреждениям образования рекомендуется развивать базы данных результатов мониторинга».

Лариса Бествицкая, председатель МО кураторов

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow