«Вивиан Майер и американская стрит-фотография

27 сентября учащиеся творческого объединения фото-видео «Ракурс» посетили в городской центральной библиотеке лекцию Владимира Парфенка «Вивиан Майер и американская стрит-фотография», посвящённую, пожалуй, самому загадочному, но не менее талантливому фотографу ХХ века.

Со вступительным слово к зрителям обратилась библиотекарь сектора литературы на иностранных языках Елена Романович и поведала о своем первом знакомстве с работами американской фотохудожницы. Затем состоялась слайд-лекция Владимира Парфенка (фотограф, ведущий дискуссионного клуба BLOWUP в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь), которая посвящена недавно открытому фотонаследию Вивиан Майер, где он рассказал, как мир узнал о Вивиан Майер и чьи работы стоят сейчас в ряду с работами известных фотографов современности. А так же продемонстрировал документальный фильм «В поисках Вивиан Майер».

Удивительно то, что Вивиан не была известна при жизни как фотограф, а её наследие, около 150 000 негативов, были обнаружены лишь в конце 2007 года на аукционе чикагским историком и коллекционером Джоном Малуфом. После этого её работы начали стремительно распространяться по всей сети. Последовали многочисленные награды и выставки по всему миру, но, к сожалению, 21 апреля 2009 года Вивиан Майер скончалась.

Биография Майер мало изучена, поскольку родственников, знавших её при жизни, найти не удалось, а в архивах информация практически отсутствует. Большинство фактов установлено, благодаря свидетельствам воспитанников Майер, и по её запискам и платёжным документам, доставшимся Малуфу вместе с фотоколлекцией. Родилась Вивиан 1 февраля 1926 года в Нью-Йорке. Детские годы провела в переездах между Францией и США, постоянно живя с матерью в альпийской деревне Сен-Бонне-ан-Шансор. Родители Майер разошлись в 1930 году, и в американские периоды своей жизни Мари Жоссен жила вместе с подругой Жанной Бертран, профессиональным фотографом, у которой, по всей вероятности, Вивиан и брала уроки фотографии.

Окончательно обосновавшись в США в 1951 году, Майер поступила на работу в кондитерский магазин, а через пять лет перебралась в Чикаго, где на протяжении 40 лет трудилась няней или сиделкой. Гуляя с детьми по городу целыми днями, Майер постоянно фотографировала уличную жизнь, никому не показывая готовые фотографии. Благодаря такому образу жизни фотохудожница получила у городских жителей прозвище «Мэри Поппинс с

камерой». Первые снимки Майер, судя по всему, сделала ещё во Франции на рубеже 1940—1950-х годов. В США она обзавелась зеркальным фотоаппаратом «Rolleiflex», которым снимала социальные сюжеты об обитателях бедных районов. Критики отмечают профессионализм Майер в технике съёмки и выборе сюжета, а также то, что ей удавалось приблизиться к своим персонажам вплотную. По стилю фотографии Майер считаются близкими к работам таких мастеров, как Роберт Франк, Ли Фридлендер и Виджи.

Известно, что в 1959—1960 годах Майер в одиночку предприняла ряд путешествий, посетив, в частности, Египет, Таиланд, Тайвань, Вьетнам, Францию, Италию, Индонезию. Последний год её жизни, после полученной на улице от падения на льду травмы головы, прошёл в доме престарелых, где она и скончалась 21 апреля 2009 года.

Сегодня многие пытаются повторить опыт Джона Малуфа. В Беларуси также организован проект «Археология Белорусской Фотографии», https://www.facebook.com/photoarcheology.

Подробнее об удивительной находке рассказывает документальный фильм «В поисках Вивиан Майер». Официальный сайт с работами Вивиан Майер: http://www.vivianmaier.com/. Официальный сайт документального фильма «В поисках Вивиан Майер»: http://findingvivianmaier.com.

Материал подготовлен Евгением Карпенко,

участником творческого объединения «Ракурс»

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow